Возврат, обмен или замена товара в аптеке

Довольно часто у потребителей возникает вопрос: «Возможен ли обмен, возврат или замена товара в аптеке?». Управление Роспотребнадзора по Мурманской области предлагает ознакомиться с информацией, которой следует руководствоваться при приобретении лекарственных средств, и медицинских изделий.

Согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. №2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» приобретённые гражданами товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, медицинские изделия, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты надлежащего качества не подлежат возврату или обмену.

Таким образом, если лекарственный препарат или медицинское изделие не устраивает потребителя, но оно является доброкачественным, обмену или возврату оно не подлежит.

Продавец (провизор, фармацевт) обязан принять лекарственные препараты или медицинские изделия, если они являются недоброкачественными, т.е. имеют недостатки, к которым относятся:

1.    Срок годности, истекший на момент продажи.

2.    Отсутствие обязательной информации о товаре, в том числе информации на русском языке.

3.    Несовпадение серии и сроков годности на упаковке и препарате.

4.    Отсутствие инструкции по применению препарата.

5.    Несоответствие описания препарата в инструкции фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям.

6.    Наличие брака (сколы, негерметичность, нечитаемая полиграфия).

В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 08.12.2020) «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

1.    Потребовать

a.                замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

b.                замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

c.                 соразмерного уменьшения покупной цены;

d.                незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

2.    Отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

3.    По требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Таким образом, возврат (замена) товаров, реализуемых через аптеки, может быть осуществлен в следующих случаях:

a.     если потребителю был продан товар ненадлежащего качества, (основание ст.503 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.18 Закона №2300-1);

b.    если потребителю не была предоставлена продавцом возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, изготовителе (основание п. 3 ст. 495 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.12 Закона №2300-1);

c.     при ошибке со стороны сотрудника аптеки в наименовании товара или в дозировке лекарственного средства, или в его форме (основание п.2 ст.469 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.3 ст.4 Закона №2300-1).

В случае, если товар ненадлежащего качества, а продавец отказывается принять его обратно или заменить на новый, составить в свободной форме претензию. Претензия оформляется в 2-х экземплярах. На одном из них проставляется отметка продавца о том, что тот принял данную претензию к рассмотрению. Если чек не сохранился, то в при написании претензии необходимо сослаться на п.5 ст.18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 08.12.2020) «О защите прав потребителей», которая определяет, что чек не является основанием лишения покупателя возможности возврата недоброкачественного товара после покупки. Если же чек есть — важно указать это в заявлении, это может ускорить процесс получения денежных средств.

При отказе продавца принять претензию или проставить на втором её экземпляре отметку о приёме, Управление рекомендует направить претензию почтой с уведомлением и описью вложения, что позволит в дальнейшем подтвердить соблюдение претензионного порядка.

При покупке лекарственных препаратов, медицинских изделий будьте внимательны, проверяйте правильность расчёта, наименование товара, целостность упаковки, срок годности, не отходя от кассы, требуйте проверки приборов в Вашем присутствии, если это технически возможно.