Защита прав потребителей в сфере ЖКХ

Защита прав потребителей в сфере ЖКХ

Оказание коммунальных услуг потребителям регулируется гражданским и жилищным законодательством. В случае, когда коммунальные услуги оказываются гражданину, использующему их в личных, бытовых целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на соответствующие отношения распространяются положения законодательства о защите прав потребителей, в части, не урегулированной специальными законами.

На отношения по предоставлению коммунальных услуг в полной мере распространяются общие положения ЗаконаРФот 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», касающиеся предоставления потребителям необходимой и достоверной информации об услугах, исполнителе услуг, возмещения морального вреда и т.д.

Так, в силу ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1-3 ст.10 указанного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Указанные общие требования к доведению информации об оказываемых коммунальных услугах до потребителя уточнены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее - Правила).

Данные Правила устанавливают необходимый перечень информации об оказываемых услугах, об исполнителе услуг, которая должна предоставляться потребителям при заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, путем размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей), требования к наличию информации в платежных документах.

Так, исполнитель обязан предоставить потребителям указанными выше способами следующую информацию:

  • сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;
  • адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;
  • размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
  • информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета;
  • порядок и форма оплаты коммунальных услуг;
  • показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательствомРоссийской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах;
  • сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;
  • наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил;

в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности):

  • сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) по инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному жилищному фонду или жилому фонду со степенью износа 70 процентов и более, а также об условиях применения такой социальной нормы указанными потребителями и о случаях неприменения такой социальной нормы;
  • информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении;
  • сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности);

Таким образом, предоставление потребителю информации об исполнителе коммунальных услуг, состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг, об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты является обязанностью исполнителя коммунальных услуг.

Важно отметить, что значительная часть требований и жалоб потребителей касается не качества самой услуги как таковой, а качества передаваемых потребителю коммунальных ресурсов (горячей, холодной воды и др.).Так, Управлением отмечается увеличение количества обращений граждан, связанных с недостаточной температурой горячей воды.

При этом зачастую причиной ненадлежащего качества коммунальной услуги по горячему водоснабжению, выражающегося в низкой температуре горячей воды является недостаточная температура теплоносителя, подаваемого ресурсоснабжающей организацией, и, соответственно, у управляющих организаций отсутствует реальная возможность обеспечения населения коммунальной услугой надлежащего качества.

К компетенции Управления, как органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в сфере защиты прав потребителей, по большей части отнесены вопросы относительно качества горячего водоснабжения (соблюдение обязательных требований к обеспечению эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, органолептические свойства и т.п., соблюдение прав потребителей на предоставление полной и достоверной информации). Вопросы, касающиеся соблюдения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, например, необеспечения исполнителями коммунальных услуг нормируемой температуры горячей воды в точках водоразбора потребителей, относятся к компетенции органов жилищного надзора.

При этом полномочия органов государственного и муниципального жилищного надзора (жилищных инспекций) сами по себе не заменяют и не ограничивают соответствующие полномочия территориальных органов Роспотребнадзора по осуществлению в жилищной сфере федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Таким образом, Управлением, в части, касающейся компетенции, ведется работа по выявлению, пресечению нарушений законодательства в сфере ЖКХ, привлечению лиц, виновных в совершении таких нарушений, к административной ответственности, обращению в суд в защиту неопределенного круга потребителей, даче суду заключений по искам потребителей о защите их прав.

Основную массу нарушений, выявляемх Управлением в деятельности исполнителей коммунальных услуг, составляют нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, связанные с качеством оказываемых услуг (ст.6.3., 6.4., 6.5 КоАП РФ), также имеют место нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей (ст.14.8 ч.1 и 2, ч.1 ст.14.4 КоАП РФ).