Итоги «горячей линии». Права потребителей в сфере оказания транспортных услуг!

Итоги «горячей линии»

Права потребителей в сфере оказания транспортных услуг!

Управление Роспотребнадзора по Мурманской области системно и последовательно продолжает реализацию деятельности по осуществлению функций, направленных на защиту прав потребителей. С целью эффективного обеспечения защиты прав потребителей при оказании услуг перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в Управлении была организована «горячая линия».

Обратившимся гражданам были даны разъяснения об алгоритме действий с целью разрешения конфликтных ситуаций в случае нарушения их прав.

Среди вопросов, поступивших в Управление, в рамках проведения «горячей линии», часто задаваемые вопросы касались соблюдения прав потребителей на качество, безопасность, своевременную и надлежащую информацию об оказываемых услугах при перевозках пассажиров и багажа автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом, грузоперевозках и т.п.

Темы некоторых обращений:

1.Жалоба на маршрутное такси. Водитель не выдал талон по требованию.

Согласно пунктам 42, 43 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112 (далее – Правила №112), проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам. Билет должен содержать обязательные реквизиты. Формы и обязательные реквизиты билетов представлены в приложении N 1. На билете допускается размещение дополнительных реквизитов.

В соответствии с пунктом 49 названных Правил, продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях производится:

а) в транспортных средствах (кондукторами или водителями);

б) в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств.

Согласно подпункту «в» пункта 1 приложения N 1 к Правилам №112, билет формы N 3 - разовый билет для проезда в городском и пригородном сообщении в транспортном средстве, в котором приобретен билет. Пунктом 4 указанного приложения установлено, что билет по форме N 3 должен включать в себя следующие обязательные реквизиты:

а) наименование, серия и номер билета;

б) наименование организации, выдавшей билет;

в) вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира;

г) стоимость билета.

 

2. Жалоба на испорченную мебель во время перевозки грузовым такси.

Поскольку договор перевозки является разновидностью договора на оказание услуг, к нему применимы общие положения закона РФ "О защите прав потребителей" о праве на качество, безопасность, своевременную и надлежащую информацию об оказываемой услуге, а также положения главы 3 Закона "О защите прав потребителей" при оказании услуг.

В соответствии с положениями ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве, исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Если исполнитель при заключении договора был поставлен в известность о конкретных целях оказания услуги, он обязан оказать услугу, пригодную для использования в соответствии с этими целями.

Вместе с тем в соответствии с положениями статьи 29 Закона «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

 

3. Должен ли таксист при перевозке пассажира выдавать квитанцию об оплате, подтверждающую оказание услуг.

Оказание услуг перевозки такси утверждено и регламентировано Федеральным законом № 259-ФЗ от 08.11.2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в редакции (ст. 3, Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Транспортное средство, используемое для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, должно иметь цветографическую схему легкового такси и (или) опознавательный фонарь на крыше указанного транспортного средства.

В соответствии с требованиями пункта 111 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом,пассажиру должен быть выдан кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчетности.

 

Гражданам, обратившимся в Управление, также разъясняется их право на обращение в суд с целью защиты нарушенных прав и возмещения морального вреда, на основании ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и в соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей».