«Потребительское правосудие сегодня» («Consumer Justice Now!») - тема Всемирного дня защиты прав потребителей, который будет отмечаться 15 марта 2013 года

Ежегодно мировая общественность 15 марта отмечает Всемирный день защиты прав потребителей. В этом году Международная Федерация потребительских организаций Consumers International (CI) выбрала девиз «Потребительское правосудие сегодня» («Consumer Justice Now!»), акцентируя внимание на вопросах совершенствования правовых механизмов защиты потребительских прав и законных интересов граждан.

Напоминаем, празднование Всемирного дня защиты прав потребителей вошло в историю после выступления Президента США Джона Кеннеди 15 марта 1962 года в Конгрессе США. В выступлении президента были сформулированы четыре основных права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и  право быть услышанным.
Позднее к ним добавились еще четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. Впервые День был отмечен 15 марта 1983 года, когда он был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей.

В России этот день получил признание после принятия Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 года. Основные права потребителей, прописанные в законе, – право на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, право получение информации о товаре и его изготовителе, а также право на государственную защиту интересов потребителя. В настоящее время законодательство о защите прав потребителей включает целую группу нормативных актов принятых в развитие положений этого закона. Контроль за их выполнением осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Роспотребнадзор.

Тематика «Потребительское правосудие сегодня» в наши дни особенно актуальна. Стремительно развивающиеся всесторонние связями между странами приводит к необходимости  совершенствовать правовые механизмы и разрабатывать новые для эффективной защиты прав потребителей, в большей степени в сфере оказания   коммунальных, туристических, финансовых, платных медицинских услуг и т.д.

Тема Всемирного дня защиты прав потребителей так же призвана  привлечь внимание населения к существующим проблемам в данной сфере в целях повышения потребительской грамотности, информирования граждан о важнейших механизмах государственной и общественной защиты потребительских прав, о широких возможностях населения по защите своих прав.