ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УПРАВЛЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ С ОБЩЕСТВЕННЫМ ДВИЖЕНИЕМ В ЗАЩИТУ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

07 февраля 2012 года исполнилось 20 лет с принятия Верховным Советом РФ в 1992 г. Закона РФ "О защите прав потребителей". Этот закон юридически закрепил поворот общественного сознания к реальным, не декларативным приоритетам личности, к правам, свободам и интересам отдельного человека.

Введение этого Закона прямого действия положило начало созданию в России национальной системы защиты прав потребителей, обеспечило нормативно-правовое поле для ее функционирования, в том числе создало потребителям необходимые условия для осуществления самозащиты при нарушении их прав, а общественным объединениям - возможность организации деятельности по защите потребительских прав и интересов.

В России в настоящее время сложилась национальная система защиты прав потребителей, под которой принято понимать совокупность государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, чьи полномочия в рассматриваемой области специально оговорены в Законе о защите прав потребителей.

Вместе с тем вопрос взаимодействия всех потребительских органов и организаций, а также добросовестного предпринимательства выходит в настоящее время на первое место. Опыт прошедших лет четко показал: добиться серьезного уровня защиты прав потребителей можно только соединением всех сил и возможностей по всему кругу потребительской проблематики.

Роспотребнадзор неоднократно подчеркивал, что равная и реальная защита интересов потребителей повсеместно на территории Российской Федерации может быть обеспечена только при соответствующем комплексном и системном подходе, в основе которого должно лежать вполне определенное взаимодействие всех ветвей национальной системы защиты прав потребителей в лице органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений потребителей.

Именно поэтому с самого начала своей деятельности Федеральная служба определила для себя в качестве одного из приоритетных направлений в работе практическую деятельность, направленную на максимальную консолидацию указанных сил.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека последовательно придерживается мнения о том, что приоритетными направлениями деятельности общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) должны являться в первую очередь информационно-просветительские функции, призванные способствовать формированию более высокого уровня правовой грамотности граждан и оптимизации выбора ими соответствующих товаров (работ, услуг) в целях минимизации нарушений потребительских прав;

В числе безусловных приоритетов общественной ветви национальной системы защиты прав потребителей должны стоять вопросы развития институциональных основ независимой потребительской экспертизы (особенно в сфере услуг) и участие в судебной защите потребителей.

Общественным организациям необходимо активизировать деятельность по проведению общественных акций по актуальным вопросам защиты прав потребителей. 

Одновременно следует предпринимать совместные усилия в деле совершенствования практики досудебного урегулирования споров между потребителями и хозяйствующими субъектами, в том числе и по отработке новых форм разрешения конфликтов (в частности, в рамках процедуры медиации), что позволит не только обеспечить оперативность в разрешении спорных ситуаций, но и устранять все еще сохраняющееся недоверие отдельных граждан к судебной защите их нарушенных прав.

Со своей стороны, Управление Роспотребнадзора по Мурманской области  в целях поддержки общественного движения в защиту прав потребителей в регионе:

1. Обеспечивает общественным организациям потребителей доступ к информации о результатах контрольно-надзорной деятельности, экспертиз качества товаров (работ, услуг), судебной защиты прав потребителей, к ведомственным нормативным актам и методическим материалам, необходимым для осуществления указанными организациями деятельности в соответствии с законодательством о защите прав потребителей;

2. Управление заключает с заинтересованными общественными организациями по защите прав потребителей соглашения о сотрудничестве и взаимодействии, основные направления которого определяются как:

- обмен актуальной информацией по вопросам защиты прав потребителей;

- совместное участие в анализе действующего законодательства в защите прав потребителей;

- проведение совместных «горячих линий» для потребителей;

- совместная подготовка информационных материалов по актуальным вопросам защиты прав потребителей;

- совместная организациям и проведение круглых столов, совещаний по вопросам потребительской тематики;

- проведение совместных мероприятий, направленных на широкое информирование населения по основам потребительских знаний.

3. Управление оказывает содействие региональным общественным объединениям, проявившим себя в сфере защиты прав потребителей, по включению их в состав общероссийских ассоциаций по защите прав потребителей путем направления соответствующих рекомендательных писем;

4. Осуществляем совместную защиту прав потребителей в судебном порядке с учетом разграничения компетенции.

Имеет место практика подготовки общественными объединениями исков в защиту прав потребителя – заемщика кредитных средств банков с требованием о признании недействительными условий кредитных договоров, устанавливающих взимание с граждан платы за ведение ссудных счетов, комиссий за выдачу кредитов и возмещении убытков, причиненных гражданам взиманием незаконных комиссий. Единообразный подход судебной практики в пользу потребителей стал возможен только после принятия Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ постановления о том, что органами Роспотребнадзора в деятельности банков правомерно выявлены правонарушения, состоящие во включении в кредитные договоры условий, ущемляющих права потребителей.

Этот пример ярко показывает, что конструктивное взаимодействие  с общественными организациями позволяет эффективно поставить результаты деятельности Роспотребнадзора, как органа административной юрисдикции, на службу конкретному потребителю.

В настоящее время возможности граждан влиять на принятие решений, затрагивающих права потребителей, реализуются преимущественно через их участие в потребительском движении. Наиболее действенным правовым оружием в руках потребительских организаций является общественный контроль, право на который закреплено в законе «О защите прав потребителей». По мнению Управления, общественный контроль способен обеспечить действенную профилактику нарушений прав потребителей. При этом обращаю Ваше внимание, что общественный контроль пришел в законе на место общественных проверок. Но за декларированием необходимости и важности общественного контроля встаёт вопрос: каким образом общественный контроль должен реализовываться на практике? Как использовать доступные общественной организации правовые методы и процессуальные возможности?

В этой связи мы хотели бы привлечь всех заинтересованных лиц к взаимодействию в целях обеспечения соблюдения требований Федерального Закона № 87-ФЗ от 10.07.2011 «Об ограничении курения табака». Данный Закон определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения и направлено на ограничение доступности табачных изделий для детей и подростков. Статьей 3 Федерального Закона «Об ограничении курения табака» запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии не менее чем сто метров от границ территорий образовательных организаций.

На территории Российской Федерации не допускается и розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшими возраста 18 лет. Этот запрет прямо предусмотрен частью 1 статьи 4 Федерального Закона «Об ограничении курения табака».

Юридические лица, должностные лица и граждане за нарушение этих требований Закона несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.  

Деятельность Управления в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) регулируется нормами Федерального Закона РФ от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Так, статьей 14 названного Закона предусмотрено наличие обязательных сведений в распоряжении, являющемся правовым основанием для проведения проверки. В распоряжении в обязательном порядке должны быть указаны наименование юридического лица, его местонахождение или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, место фактического осуществления ими деятельности.

Поэтому в целях взаимодействия по обеспечению конституционного права граждан на охрану здоровья мы предлагаем всем заинтересованным гражданам с активной жизненной позицией обратить особое внимание на торговые точки, реализующие табачные изделия, находящиеся в непосредственной близости от общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждений дополнительного образования детей.  Информацию об установленных фактах направлять в адрес Управления в письменной форме с указанием озвученных ранее данных о лице, допускающем в своей деятельности нарушение закона.

Подобная схема взаимодействия общественных организаций и Управления возможна и по иным направлениям государственного контроля в сфере защиты прав потребителей. Действующее законодательство, регламентирующее осуществление государственного контроля (надзора), ограничивает деятельность Управления в порядке собственной инициативы. Реализация внеплановых контрольно-надзорных мероприятий поставлена в прямую зависимость от поступающей в наш адрес информации. Управление заинтересовано не только в действенном пресечении фактов  правонарушений в сферах защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия в административном порядке, но и в принятии жестких мер к злостным нарушителям прав граждан вплоть до прекращения их деятельности в судебном порядке. Для этого необходимо располагать данными о том, что факты нарушений законодательства носят  однородный характер, выявляются систематически на протяжении длительного времени. Для установления данных фактов необходимо системное поступление качественной информации и документированных сведений.

Таким образом, очевиден вывод – общественному контролю нужно учиться. Объединение потребителей России осуществляет дистанционное обучение общественных контролеров. Каждому, кто направит заявление в данную общественную организацию и пройдет обучение, данная общественная организация направит методические рекомендации, личное удостоверение, образцы бланков для оформление результатов общественного контроля, примеры обращений в контрольно-надзорные органы, другие информационные материалы. Официальный сайт Объединения потребителей России.